Исследование влияния когнитивных способностей на результаты обучения информатике
Основная информация
Если рассматривать процесс обучения как информационный процесс, то обучение – это процесс получения и обработки новой информации, пригодной для функционирования организма в социальной среде. Причем, новая информация должна быть понята и включена в систему имеющихся знаний учащегося.
Прежде чем быть понятой, информация проходит несколько этапов, точнее, зон обработки: чувственно-эмоциональную зону, зону памяти и воображения.Если рассматривать процесс обучения как информационный процесс, то обучение – это процесс получения и обработки новой информации, пригодной для функционирования организма в социальной среде.
Причем, новая информация должна быть понята и включена в систему имеющихся знаний учащегося. Прежде чем быть понятой, информация проходит несколько этапов, точнее, зон обработки: чувственно-эмоциональную зону, зону памяти и воображения.
Сегодня очень сложно представить процесс обучения, не учитывающий когнитивные способности учащегося, не нацеленного на их развитие, не опирающийся на специфику данных способностей в разные возрастные периоды. В современной системе непрерывного образования особое значение имеют вопросы, связанные с развитием когнитивных способностей учащихся, в том числе с освоением способов умственных операций обработки и хранения информации с целью использования ее как в учебном процессе, так и профессиональной деятельности.
Также научные достижения когнитивной психологии широко используют в разработке новых методик интенсивного обучения, обучения лиц с ограниченными возможностями и т.п.
Проблема исследования: как и какие когнитивные способности в большей степени влияют на успешность обучения информатике?
Цель исследования: выявить зависимость между успешностью обучения информатике и различными когнитивными способностями и построить на ее основе рекомендации построения методики обучения информатике.
Задачи:
1) Сбор теоретического материала: понятия когнитивные способности, виды когнитивных способностей, модель восприятия информации в процессе обучения.
2) Отбор диагностического материала.
3) Проведение диагностики среди учащихся в школе.
4) Анализ полученных результатов и составление отчета.
5) Разработка рекомендаций к построению методики обучения информатике.
Когнитивный — связанный, соотносящийся по значению с существительным когниция (процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием) или познание.
В структуру когнитивного опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры. (В.Н. Дружинин, «Психология общих способностей», 2007 г.)
К когнитивным способностям можно отнести:
- Память.
- Внимание и концентрация.
- Восприятие.
- Действие.
- Принятие решений.
- Воображение.
- Логическое мышление.
Материалы команды находятся по ссылке https://drive.google.com/file/d/1YfUAgqg4XWqtbK-aJha7piPAFhzt4EVw/view?usp=sharing